Friday, February 17, 2017

Дональд Дж. Трамп - Козырные карты: элементы сделки

Выдержки из книги Д.Трампа "Искусство сделки" оформлены как глава в "Книге инвестиционной мудрости".

Всем, кто хочет понять, как он стал президентом (знайте свой рынок, левередж - матерь божья!), обязательно к прочтению, особенно предпоследние абзацы.
Оригинал будет отдельным постом.

-----------------------------------------------------------------------------

Дональд Д. Трамп

1946-

 Как только Дональда Трампа ни называли! Он был пищей для бульварных
газет и почти потерял свою империю недвижимости и казино; однако, даже
пройдя через все это, он сохранил свой яркий интерес к инвестированию.
Его формула инвестирования в недвижимость проста: Трамп приобретал
"права на первоклассный участок с минимальной первоначальной
инвестицией, использовал политические преимущества и упадок местной
экономики для получения государственных концессий, а затем использовал и
местоположение, и концессии как приманку для привлечения
институционального партнера, помогавшего обеспечить финансирование,
которого он иначе не мог получить". Политическими преимуществами были
закулисные союзы, выкованные его отцом, уже сделавшим на недвижимости
значительное состояние.

 Выросший в Куинсе, Трамп получал привилегированное воспитание до тех
пор, пока отец, уставший от его выходок, не послал его в военную школу.
Интересно, что Трамп, не поддававшийся контролю ни в прошлом, ни
будущем, добился здесь блестящих успехов и был выбран командиром
почетного караула. После двух лет в Университете Фордэм он перешел в
Уортон, а затем стал работать на своего отца, управляя тысячами квартир
и занимаясь всем от ремонта и обслуживания до сбора арендной платы.
Трамп объявил, что через пять лет станет больше, чем нью-йоркский барон
недвижимости Гарри Хелмсли.

 Амбиции Трампа привели его к Атлантик-Сити; азартные игры легализованы
в Нью-Джерси в 1976 году. В 1984 году он построил свое первое казино
"Трамп-Плаза", за которым последовали "Трамп Тадж-Махал" и
"Трамп-Марина". Но затем разразился спад, и Трамп в 1990 году почти
потерял свою империю. Его самое последнее казино "Тадж-Махал" не
приносило ожидаемого дохода, и Трамп, уже связанный чрезмерными долгами,
не мог расплачиваться по счетам. Одновременно он разводился с Айвэной, и
она выжимала из него все деньги, какие могла. В последний момент его
спасла реструктуризация. Он признавал, что чувствовал себя непобедимым,
обленился и перестал следить за делами. Совет для возвращения: играйте в
гольф; он нашел его расслабляющим и генерирующим идеи. Менее
универсальный совет: всегда имейте брачный контракт. Что касается
стратегических инвестиционных советов, таких как не пытаться попасть в
цель с каждого удара, он дает их в эссе "Козырные карты: элементы
сделки".

 Козырные карты: элементы сделки


 Дональд Дж. Трамп


 Мой стиль проведения сделок весьма прост и прямолинеен. Я нацеливаюсь
очень высоко и затем просто продолжаю давить, и давить, и давить, чтобы
получить то, к чему стремлюсь. Иногда я соглашаюсь на меньшее, чём
задумал, но в большинстве случаев все же добиваюсь того, чего хочу.

 Я думаю, самое главное здесь - родиться со способностями к
проворачиванию сделок. Они в генах. Я говорю это не эгоцентрично. И дело
тут не в блестящем уме. Конечно, некоторый интеллект необходим, но
главное все же инстинкт. Вы можете взять самого умного парня из Уортона,
получающего только высшие баллы и показателем интеллекта 170, но, если
он не имеет инстинктов, он никогда не станет успешным предпринимателем.

 Более того, большинство людей с такими инстинктами никогда и не узнают,
что они их имеют, потому что у них не хватает храбрости или удачи
раскрыть свой потенциал. Где-то в мире живут мужчины с большим
врожденным талантом к гольфу, чем Джек Никлас, или женщины с большими
способностями к теннису, чем Крис Эверт или Мартина Навратилова, но они
никогда не поднимут клюшку и не замахнутся ракеткой. Следовательно, они
никогда не узнают, каких высот они могли бы достигнуть. Вместо этого
они довольствуются сидением перед телевизором, наблюдая за выступлением
звезд.

 Когда я оглядываюсь в прошлое на сделки, которые совершил  -  и на те,
которые я потерял или упустил,  -  я вижу некоторые общие элементы. Но в
отличие от евангелистов недвижимости, которых вы в наши дни видите
повсюду на телевидении, я не могу обещать вам, что, следуя предписаниям,
которые я собираюсь вам предложить, вы молниеносно станете миллионером.
К сожалению, в жизни так редко бывает, и большинство людей, пытающихся
быстро разбогатеть, заканчивают вместо этого разорением. Что касается
тех из вас, кто имеет гены, кто имеет инстинкты и кто может быть очень
успешным, я все же надеюсь, что вы не последуете моим советам. Поскольку
мне в этом мире стало бы жить гораздо труднее.


 Думайте По-крупному


 Мне нравится думать по-крупному. Я всегда так делаю. Для меня это очень
просто: если вы всё равно собираетесь думать, так уж лучше сразу думать
по-крупному. Большинство людей думают мелко, потому что боятся успеха,
боятся принятия решений, боятся победы. И это дает людям, подобным мне,
большое преимущество.

 Мой отец строил в Бруклине и Куинсе дома для людей с низким и средним
доходом, но даже тогда я стремился к лучшему местоположению. Когда я
работал в Куинсе, я всегда хотел Форест-Хиллз. Но, когда я стал старше
и, возможно, мудрее, я понял, что Форест-Хиллз  -  это хорошо, но
Форест-Хиллз не Пятая авеню. И я начал засматриваться на Манхэтген,
потому что уже в очень раннем возрасте я имел истинное понимание того,
что хотел делать.

 Я не был удовлетворен только тем, чтобы зарабатывать много денег. Я
хотел оставить после себя след. Я хотел построить что-то монументальное
-  что-то стоящее больших усилий. Множество других людей могли покупать
и продавать маленькие домики из песчаника или строить стандартные дома
из красного кирпича. Меня же привлекала задача строительства
захватывающего архитектурного комплекса на почти стоакровом участке у
реки в Уэст-Сайде на Манхэтгене, или создания огромной новой гостиницы
рядом с Грэнд-Сентрал-Стэйшн на пересечении Парк-авеню и 42-й улицы.

 Такой же вызов привлек меня в Атлантик-Сити. Хорошо построить
преуспевающую гостиницу. Но намного лучше построить гостиницу,
прилегающую к огромному казино, которое может приносить в пятьдесят раз
больше того, что вы когда-либо сможете заработать на сдаче гостиничных
номеров. Речь идет об изменении масштаба на целый порядок.

 Один из ключей к мышлению по-крупному - полная концентрация. Я думаю об
этом почти как об управляемом неврозе, качестве, замеченным мною у
многих наиболее успешных предпринимателей. Они одержимы, они увлечены,
они целеустремленны, иногда они почти маниакальны, но все это направлено
на их работу. Там, где невроз парализует других людей, людям, о которых
я говорю, он фактически помогает.

 Я не говорю, что эта черта ведет к более счастливой жизни или к лучшей
жизни, но замечательно, когда в конце концов получаешь то, чего хочешь.
Это особенно справедливо в мире нью-йоркской недвижимости, где вы имеете
дело с некоторыми из самых коварных, самых жестких и самых порочных
людей в мире. Мне нравится идти против этих парней, мне нравится
побеждать их.


 Защищайтесь от Убытков, а Прибыли Позаботятся о Себе Сами


 Люди думают, что я игрок. Я никогда в своей жизни не играл. Для меня
игрок  -  это тот, кто играет на игровых автоматах. Я предпочитаю
владеть игровыми автоматами. Быть игорным домом  -  очень хороший
бизнес.

 Уже говорилось, что я верю в силу позитивного мышления. Фактически я
верю в силу негативного мышления. Я очень консервативен в делах. Я
всегда вхожу в сделку, ожидая худшего. Если вы планируете худшее  -
если вы можете пережить худшее  -  хорошая сторона всегда сама о себе
позаботится. Единственный раз в моей жизни, когда я не последовал этому
правилу, был с футболом. Я купил проигрышную команду в проигрышной лиге
с прицелом на отдаленное будущее. Нам почти удалось выиграть наш
антитрестовский иск, но, когда дело все же сорвалось, мне было некуда
отступать. Суть в том, что нельзя быть слишком жадным. Если вы
стремитесь выиграть хоум-ран на каждой подаче, вы также неизбежно
получите много страйк-аутов. Я стараюсь никогда не подставляться слишком
сильно, даже если это иногда означает соглашаться на три, две или даже,
в редких случаях, одну базу.

 Одним из лучших примеров, которые я могу привести, мой опыт в
Атлантик-Сити. Несколько лет назад мне удалось собрать из частей
невероятный участок у дощатой набережной (Бордуок). Отдельные сделки,
которые я совершал с маленькими участками земли, зависели от моей
способности соединить весь участок. Пока я не достиг этого, мне вообще
не нужно было вовлекать очень большие деньги.

 Собрав участок, я не стал спешить начинать строительство. Это
подразумевало, что я должен был оплачивать текущие расходы в течение
более длительного периода, но прежде, чем тратить сотни миллионов
долларов и несколько лет на строительство, я хотел удостовериться, что
получу лицензию на организацию азартных игр. Я терял время, но вместе с
тем сохранял уровень риска ненамного ниже.

 Когда я получил лицензию для участка на дощатой набережной, появилась
"Холидей инн" и предложила быть моим партнером. Некоторые люди
говорили: "Вам они не нужны. Зачем отказываться от пятидесяти процентов
прибыли?" Но "Холидей инн" предложила также вернуть мне деньги, которые
я уже вложил в сделку, профинансировать все строительство и
застраховать меня от убытков в течение пяти лет. У меня был выбор между
тем, чтобы взять на себя весь риск и иметь 100 процентов казино или
согласиться на долю в 50 процентов, не вкладывая ни копейки. Это было
легкое решение.

 Баррон Хилтон, напротив, использовал более смелый подход, когда строил
свое казино в Атлантик-Сити. Чтобы открыться как можно быстрее, он
одновременно подал заявление на лицензию и начал строительство комплекса
стоимостью 400 миллионов долл. Но затем, за два месяца до намеченного
открытия отеля, Хилтону отказали в лицензии. Кончилось тем, что он
второпях продал отель мне, находясь под большим давлением и не имея
особого выбора. Я переименовал заведение в "Трампе-Касл", и теперь это
один из наиболее успешных отелей казино в мире.


 Используйте Максимум Вариантов


 Я защищаю себя с помощью гибкости, никогда слишком не привязываясь к
одной сделке или одному подходу. Начиная что-то, я всегда готов
отступить, потому что большинство сделок срывается, независимо от того,
какими многообещающими они кажутся на первых порах. Кроме того, после
заключения сделки я всегда придумываю по крайней мере полдюжины подходов
к ее осуществлению, потому что даже с самыми лучшими планами все может
случиться.

 Например, если бы я не получил разрешений, необходимых для "Трамп
Тауэр", я всегда мог бы построить офисную башню, и все было бы хорошо.
Если бы мне отказали в лицензии в Атлантик-Сити, я мог бы продать
собранный мною участок другому оператору казино, с хорошей прибылью.

 Возможно, лучший пример, который я могу привести, первая сделка,
проведенная мною на Манхэттене. Я получил опцион на покупку депо "Пенн
сентрал" на Западной 34-й улице. Моей первоначальной идеей было
построить на этом участке жилые дома для людей со средним доходом,
используя государственное финансирование. К сожалению, у города
начались финансовые проблемы, денег на жилищное строительство внезапно
не оказалось. Я не стал тратить много времени жалеть себя. Вместо этого
я переключился на свой второй вариант и начал рекламировать участок как
идеальное место для общественного центра. Потребовалось два года
проталкивания и продвижения, в конечном счете, город согласился
использовать мой участок под общественный центр, где он сейчас и
построен.

 Конечно, если бы они не выбрали мой участок, я придумал бы третий
подход.


 Знайте Свой Рынок


 Некоторые люди имеют чувство рынка, а некоторые  -  нет. Стивен
Спилберг имеет его. Ли Якокка из "Крайслера" имеет его, как и,
по-своему, Джудит Кранц. Есть оно и у Вуди Аллена, для "своей"
аудитории, как, впрочем, и у Сильвестра Сталлоне на другом конце
спектра. Некоторые люди критикуют Сталлоне, но вы должны воздать ему
должное. Я имею в виду, что этому человеку всего сорок один год, а он
уже создал два непревзойденных персонажа  -  Роки и Рэмбо. Для меня он
- неограненный бриллиант, гений исключительно за счет инстинкта. Он
знает то, чего хочет публика, и дает ей это.

 Мне нравится думать, что у меня тоже есть этот инстинкт. Именно поэтому
я не нанимаю много экономистов и не доверяю модным маркетинговым
опросам. Я провожу свои собственные опросы и делаю свои собственные
выводы. Я очень люблю спрашивать чужое мнение до принятия решения. Это
природный рефлекс. Если я подумываю о покупке какой-то собственности, я
расспрашиваю людей, живущих поблизости, об этом районе: что они думают о
школах, о преступности, о магазинах. Находясь в другом городе и беру
такси, я всегда расспрашиваю водителя. Я спрашиваю, и спрашиваю, и
спрашиваю, пока не начинаю приобретать некое внутреннее понимание. И
именно тогда принимаю решение.

 Я гораздо больше узнал, проводя свои собственные случайные опросы, чем
я мог бы узнать от величайшей из консалтинговых фирм. Они присылают
команду людей из Бостона, арендуют комнату в Нью-Йорке и выставляют вам
счет на 100.000 долл. за пространное исследование. В конце его не
содержится никакого заключения, и требуется так много времени, чтобы
его закончить, что, если сделка, которую вы рассматривали, была
хорошей, она, скорее всего, уже давно ушла.

 Другая категория людей, которых я не принимаю слишком всерьез, критики
-  кроме тех случаев, когда они стоят на пути моих проектов. По-моему,
они главным образом пишут, чтобы произвести впечатление друг на друга, и
они также подвержены влиянию моды, как все остальные. Одну неделю они
возносят до небес гладкие стеклянные башни. На следующей неделе они
вновь открывают для себя старое и восславляют мелкие детали и орнаменты.
Лишь очень немногие из них имеют хоть какое-то чувство того, чего хочет
публика. Вот почему, если бы эти критики когда-либо попробовали стать
застройщиками, они потерпели бы ужасное поражение.

 "Трамп Тауэр" здание, в отношении которого критики проявляли скептицизм
прежде, чем оно было построено, но который публика явно полюбила. Я не
говорю о человеке типа, унаследовавшего деньги 175 лет назад и живущего
на пересечении 84-й улицы и Парк-авеню. Я говорю о богатом итальянце с
красивой женой и красным "феррари". Эти люди  -  аудитория, на которую я
был нацелен,  -  повалили в "Трамп Тауэр" толпами.

 Забавно, но в конце концов "Трамп Тауэр" получил хвалебные
архитектурные отзывы. Критики не хотели хорошо о нем отзываться, потому
что он отстаивал многие вещи, которые им в то время не нравились. Но в
конечно счете это было настолько великолепное здание, что у них не было
иного выбора, кроме как признать это. Я всегда следую своим инстинктам,
но не буду врать: приятно также получать хорошие отзывы.


 Используйте Левередж


 Худшее, что вы можете сделать в процессе подготовки сделки, это
проявить нетерпение заключить ее. Это позволяет другому парню почуять
кровь, а это для вас смерть. Лучшее, что вы можете сделать, это вести
дело с позиции силы, а самая большая сила, которую вы можете иметь,  -
левередж. Иметь левередж  -  значит, иметь что-то, что хотят те, другие
ребята. Или, еще лучше, в чем они нуждаются. А самое лучшее  -  без
чего они просто жить не могут.

 К сожалению, так бывает не всегда, поэтому левередж часто требует
воображения и умения продавать. Иными словами, вы должны убедить другого
парня, что заключение сделки в его собственных интересах.

 Помнится, в 1974 году, стремясь заставить город одобрить мою сделку о
покупке гостиницы "Коммодор-Хоутел" на Восточной 42-й улице, я убедил ее
владельцев публично заявить, что они планируют закрыть гостиницу. После
того, как они сделали это объявление, я без смущения указывал всем и
каждому в городе, каким бедствием будет заколоченная гостиница для
района Грэнд-Сентрал и для всего города.

 Когда директора "Холидей Инн" рассматривали вопрос о вступлении со мной
в партнерство в Атлантик-Сити, они были привлечены к моему участку,
потому что полагали, что мое строительство продвинулось гораздо дальше,
чем у любого другого потенциального партнера. В действительности дело
обстояло не так, но я делал все, что мог, за исключением
непосредственной работы на участке, чтобы доказать им, что мое казино
было фактически закончено. Мой левередж заключался в подтверждении
впечатления, которому они были уже предрасположены поверить.

 Когда я купил депо в Уэст-Сайде, я назвал этот проект "Телевижн Сити"
не по случайности и выбрал это название не потому, что оно мне
понравилось. Я сделал это, чтобы подчеркнуть один момент. Удержать
телевизионные сети в Нью-Йорке  -  в особенности "Эн-Би-Си"  -  это то,
чего город хочет очень сильно. Допустить, чтобы сети ушлн в Нью-Джерси,
было бы психологической и экономической катастрофой.

 Левередж: не проводите сделки без него.


 Улучшайте Местоположение


 Возможно, наиболее неправильно истолковываемая концепция во всем
бизнесе недвижимости утверждает, что ключ к успеху  -  местоположение,
местоположение, местоположение. Обычно это говорят люди, не знающие, о
чем говорят. Прежде всего вам не обязательно нужно иметь наилучшее
местоположение. По-настоящему вам нужна наилучшая сделка. Так же, как вы
можете создавать левередж, вы можете улучшать местоположение, используя
для этого рекламу н психологию.

 Когда вы имеете в качестве местоположения угол 57-й улицы и Пятой
авеню, как было у меня с Трамп Тауэр", вам нужно меньше рекламы. Но даже
там я продвигался шаг за шагом, рекламируя "Трамп Тауэр" как нечто
почти большее, чем жизнь. По контрасту, "Мьюзиум Тауэр", находящаяся в
двух кварталах и построенная над Музеем современного искусства, не
рекламировалась достаточно хорошо, так и не достигла "ауры" и не смогла
даже приблизиться к ценам, которые мы установили в "Трамп Тауэр".

 Местоположение сильно зависит от моды. Вы можете выбрать посредственное
местоположение и превратить его в нечто значительно лучшее, просто
привлекая правильных людей. После "Трамп Тауэр" я построил "Трамп Плазу"
на участке пересечения Третьей авеню и 61-й улицы, который я смог купить
очень недорого. Дело в том, что Третья авеню, как местоположение, с
Пятой авеню просто в сравнение не идет. Но "Трамп Тауэр" придала
стонмость имени "Трамп", и я построил на Третьей авеню весьма
ошеломляющее здание. Внезапно мы смогли требовать самые высокие цены с
очень богатых и преуспевающих людей, которые могли бы выбрать "Трамп
Тауэр", если бы лучшие квартиры уже не были там проданы. Сегодня Третья
авеню  -  очень престижное место для жизни, и "Трамп Плаза" стала
большим успехом.

 Я хочу этим сказать, что в недвижимости реальные деньги не делаются
тратой больших сумм на покупку лучших участков. Делая так, вы можете
разориться так же, как вы можете разориться, купив плохое
местоположение, пусть даже по низкой цене. Никогда нельзя платить
слишком много, даже если это означает уход от очень хорошего участка.
Все это отражает более сложный подход к взгляду на местоположение.


 Говорите о Себе


 Вы можете иметь самый чудесный продукт в мире, но, если люди не знают о
нем, толку от него будет немного. В мире есть певцы с голосами столь же
хорошими, как у Фрэнка Синатры, но они поют у себя в гаражах, потому что
о них никто никогда не слышал. Вы должны разбудить интерес и вы должны
создать возбуждение. Один из способов - нанять рекламщиков и платить им
много денег за то, что они продают то, что у вас есть. Но для меня это
все равно, что нанимать внешних консультантов для изучения рынка. Это
совсем не так хорошо, как когда делаешь это сам.

 Я давно усвоил, пресса всегда жаждет хорошей истории, и чем
сенсационнее, тем лучше. В этом природа их работы, и я понимаю это. Дело
в том, что если вы немного отличаетесь от других, или немного
скандальны, или делаете смелые и спорные вещи, пресса обязательно
напишет о вас. Я всегда делал вещи немного по-своему, мне наплевать на
сомнения, и мои дела имеют амбициозную тенденцию. Кроме того, я много
достиг, когда был еще очень молод, и стараюсь жить в определенном стиле.
В результате пресса всегда охотно обо мне пишет.

 Я не говорю, что они обязательно меня любят. Иногда они пишут
положительно, иногда отрицательно. Но с чисто деловой точки зрения,
выгоды от того, что о вас пишут, намного перевешивают все недостатки.
Это действительно весьма просто. Если я публикую рекламное объявление во
всю полосу в "Нью-Йорк таймс", чтобы рассказать о своем проекте, это
может обойтись мне в 40.000 долл., и в любом случае люди имеют тенденцию
сомневаться в рекламе. Но, если "Нью-Йорк таймс" напишет об одной из
моих сделок даже умеренно положительную статью в одну колонку, это не
обойдется мне ни во сколько и будет стоить намного больше 40.000 долл.

 Самое смешное, что даже критическая статья, которая может быть
болезненна в личном плане, может оказаться очень ценной для вашего
бизнеса. Прекрасный пример "Телевижн-Сити". Когда в 1985 году я купил
эту землю, многие люди, даже сивущие в Уэст-Сайде, и не подозревали о
существовании этих ста акров. Затем я объявил, что собираюсь построить
на этом частке самое высокое здание в мире. Немедленно это стало
событием для средств информации: "Нью-Йорк таймс" написала об этом на
первой полосе, Дэн Ратер объявил об этом в вечерних новостях, а Джордж
Уилл написал об этом колонку в "Ньюсуик". Каждый архитектурный критик
имел свое мнение, как и множество авторов редакционных статей. Не всем
из них понравилась идея самого высокого здания в мире. Но главное, мы
юлучили много внимания, а одно лишь это создает стоимость. Еще один
момент, который я не упускаю из виду при общении с репортерами, это
быть честным. Я стараюсь не обманывать их и не оправдываться, потому
что именно таким образом большинство людей наживают себе неприятности с
прессой. Вместо этого, когда репортер задает мне трудный вопрос, я
стараюсь дать положительный ответ, даже если это означает некоторое
смещение темы. Например, если кто-то спрашивает меня, какое
отрицательное воздействие могло бы оказать самое высокое здание в мире
на Уэст-Сайд, я ухожу в сторону и начинаю говорить о том, как ньюйоркцы
заслуживают самого высокого здания в мире и какой толчок получит город,
если снова будет иметь эту честь. Когда репортер спрашивает, почему я
строю только для богатых, я замечаю, что богатые не единственные,
кто получает пользу от моих зданий. Я объясняю, что даю работу тысячам
людей, которые иначе могли бы жить на пособие по безработице, и что
каждый раз, когда я строю новый проект, я увеличиваю для города базу
налогообложения. Я также указываю, что здания, подобные "Трамп Тауэр",
помогли положить начало культурному возрождению Нью-Йорка.

 И последний ключ в моем подходе к саморекламе  -  это бравада. Я играю
на фантазии людей. Люди не всегда могут сами думать большими
категориями, но они все же могут очень сильно возбуждаться теми, кто это
делает. Именно поэтому небольшое преувеличение никогда не вредит. Люди
хотят думать, что что-то является самым большим, и самым великим, и
самым захватывающим.

 Я называю это правдивой гиперболой. Это невинная форма преувеличения  -
и очень эффективная форма рекламы.


 Давайте Отпор


 Как ни окупается подчеркивание положительного, бывает так, что
единственным выбором остается конфронтация. В большинстве случаев со
мной очень легко ладить. Я очень хорошо отношусь к людям, хорошо
относящимся ко мне. Но, когда люди обращаются со мной плохо, или
несправедливо, или пытаются использовать меня, моей общей реакцией всю
мою жизнь было давать этому резкий отпор. При этом существует риск
ухудшить уже плохую ситуацию. Я, конечно, рекомендую этот подход не
каждому. Но мой опыт в том, что, если вы боретесь за что-то, во что вы
верите  -  даже если это означает вызывать негативную реакцию у
некоторых людей, дело обычно в конце концов оборачивается к лучшему.

 Когда город несправедливо отказал мне в отношении "Трамп Тауэр" в
стандартной налоговой льготе, которую получает каждый застройщик, я
боролся с этим в шести различных судах. Это обошлось мне в большие
деньги, считалось, что я, скорее всего, проиграю, и люди говорили мне,
что политически это невыигрышная ситуация. Я считал, что это надо было
делать независимо от результата. В данном случае я победил  -  так что
оказалось даже лучше.

 Когда "Холидей Инн", когда-то бывшая моим партнером по гостинице-казино
"Трамп-Плаза" в Атлантик-Сити, стала содержать казино так, что оно
постоянно имело результаты на уровне 50 процентов худших казино в
городе, и я очень напряженно боролся с ними, пока они, наконец, не
продали мне свои акции. Тогда я начал подумывать попытаться захватить
всю компанию "Холидей Инн".

 Даже если бы я сам никогда не нападал, все равно есть множество людей,
имеющих теперь на меня зуб. Одна из проблем вашего успеха  -  неизбежно
сопровождающие его ревность и зависть. Есть категория людей  -  я
называю их по жизни неудачниками,  -  которые видят смысл своего
прозябания в попытках остановить других. На мой взгляд, если бы они
имели хоть какие-то реальные способности, они не боролись бы со мной,
они сами делали бы что-то конструктивное.


 Выполняйте, что Обещаете


 Вы не можете долго дурить людей. Вы можете создать возбуждение, вы
можете сделать чудесную рекламу и заручиться поддержкой всей прессы и вы
можете немного преувеличить. Но, если вы ничего не сделаете взамен, люди
в конечном счете раскусят вас.

 Вспоминаю Джимми Картера. Проиграв выборы Рональду Рейгану, Картер
пришел встретиться со мной у меня в офисе. Он сказал, что собирает
пожертвования на библиотеку Джимми Картера. Я спросил, на сколько он
рассчитывает. И он сказал: "Дональд, я был бы очень благодарен, если бы
вы пожертвовали пять миллионов долларов".

 Я был ошеломлен. Я даже не стал ему отвечать.

 Но этот опыт научил меня кое-чему. До тех пор я никак не мог понять,
как же Джимми Картер стал президентом. Ответ в том, что, даже будучи
столь плохо подходящим для этой должности, Джимми Картер имел наглость,
силу духа, напористость просить об экстраординарном. Эта способность,
главным образом, и помогла ему добиться избрания президентом. Но затем,
конечно, американский народ довольно быстро раскусил, что Картер не
годится для этой работы, и он с треском проиграл кампанию по
переизбранию.

 Рональд Рейган  -  другой пример. Он приятный и эффективный актер и
полностью завоевал сердца американского народа. Только теперь, почти
через семь лет, начинают люди задавать вопрос, а есть ли что-нибудь за
этой улыбкой.

 То же самое я вижу и в своем бизнесе. Он полон людьми, говорящими
сладко, но не делающими того, что обещают. Когда "Трамп Тауэр" завоевала
успех, многие застройщики решили имитировать наш атриум и приказали
своим архитекторам разработать проект. Получив чертежи, они начали
делать смету.

 И тут они обнаружили, что бронзовые эскалаторы будут стоить
дополнительный миллион долларов, водопад  -  два миллиона долларов, а
мрамор  -  на много миллионов больше. Они увидели, что все это в целом
складывается во многие миллионы долларов, и внезапно эти люди с
большими амбициями решили, черт с ним, с атриумом.

 Последнее слово всегда за долларом.

No comments:

Post a Comment